2020-4-26 11:10 |
С тех пор прошло больше тридцати лет, а в памяти ветерана органов внутренних дел Юрия Кондренкова из Мордовии до сих пор всплывает эта страшная картина. Шесть месяцев Юрий Валентинович находился в зараженной зоне.
Некогда живописный уголок с сосновыми лесами принял на себя первую волну радиации. Все изменилось до неузнаваемости, то место после взрыва на атомной электростанции напоминало степь. Чернобыльские пейзажи выглядели абсолютно мертвыми, здесь погибло все живое. «Станция видна, как на ладони, проезжаешь, а внутри какая-то дрожь...»
С тех пор прошло больше тридцати лет, а в памяти ветерана органов внутренних дел Юрия Кондренкова из Мордовии до сих пор всплывает эта страшная картина. Шесть месяцев Юрий Валентинович находился в зараженной зоне. За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС он был награжден медалью I степени «За отличие в воинской службе» и орденом Мужества.
Буду военным!
Он рос веселым и добрым мальчишкой, был энергичным и любознательным школьником. Посещал драматический кружок, танцевал и занимался спортом. Еще в детстве Юрий твердо решил: «Буду военным». Проявив должную настойчивость, в 1983 году он поступил в Вольское высшее военное училище тыла. Курсант Кондренков отличался особой прилежностью, мама и папа нередко получали благодарственные письма из учебного заведения. Гордились, зачитывали послания родственникам и соседям.
После окончания училища Кондренкова по распределению попал на службу в Прикарпатский военный округ. Как-то накануне новогодних праздников Юрия вызывал к себе командир и сообщил, что его отправляют в село Рача Житомирской области для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Первые мысли? – переспрашивает Юрий Валентинович, рассказывая свою историю. – Какая-то растерянность, но приказ дан и его нужно выполнять!»
Чернобыль
Та самая деревушка, в которой тогда насчитывалось чуть больше пятидесяти дворов, находилась в 60 километрах от самой станции. Военнослужащих возили на опасную территорию каждый день. Зона особого контроля, пункт санитарной обработки… Все в одинаковых чернобыльских костюмах и повязках. Полк, в котором служил Кондренков, занимался очисткой первого и второго блоков. Кроме того, тыловику Кондренкову какое-то время приходилось заниматься еще и доставкой продовольствия в столовую для военных.
Шел 1988 год, с момент аварии минуло почти полтора года, а система и саркофаг, который на тот момент был уже возведен, оставались опасными. Авария повлекла выброс не только радиоактивных элементов, но и других химических веществ.
«Одно, когда об этом читаешь в книжках, и совсем другое, когда сталкиваешь в жизни, - говорит Юрий. – Например, на войне ты видишь врага, встречаешься с ним лицом к лицу, здесь - противник невидимый».
Все это, безусловно, сказывалось на самочувствии. Вечерами болела голова, ощущался привкус металла во рту, понимали, что каждая проведенная здесь минута может отразиться на здоровье, но старались не думать об этом. Шутили, смеялись, иногда вечерами даже пели песни.
В селе Рача, где дислоцировалась часть, к военным относились по-особенному. Местные бабушки всегда привечали, баловали домашними пирогами, а в благодарность за это офицеры по возможности, помогали - дрова кололи, воду таскали.
Юрий часто вспоминает своего коллегу - начальника химслужбы, с ним занимали одну комнату в общежитии. Для него это была уже вторая командировка в Чернобыль. Он находился там в 86-м, а после этого участвовал в ликвидации последствий несколько раз. «Видел его незадолго до его последней поездки в зону ЧС, - рассказывает офицер в отставке. – Выглядел плохо, полученная доза радиации давала о себе знать». Через несколько лет Кондренков узнает, что его товарища не стало.
Милиция
Карьера военного для Юрия Валентиновича завершилась в 1993 году. Он попал под сокращение и был уволен в запас. Однако это не помешало ему продолжить службу, теперь уже в качестве сотрудника милиции. Он поступил на в Рузаевский ГРОВД в отделение по борьбе с экономическими преступлениями. У старшего лейтенанта милиции были хорошие наставники, которые обучали Юрия Кондренкова оперативной работе. Экономическая сфера требовала новых знаний, высокого профессионализма и внимательности. На счету у Кондренков — раскрытие десятков преступлений в сфере экономики. Такие преступления относятся к разряду самых сложных, так как совершаются они должностными лицами, с высоким интеллектом, с экономическим образованием. Ущерб от выявленных экономических преступлений был колоссальным, благодаря их раскрытию деньги возвращались в государственную казну. В 2004 году Юрий Валентинович ушел на пенсию. Но дома он не сидит и сейчас. Трудится, отвечает за безопасность на предприятиях. Также, как и раньше ответственно подходит к делу. Когда за безопасность отвечают такие люди, как Юрий Кондренков, мы можем быть спокойны.
Подробнее читайте на 13.mvd.ru ...