2020-11-2 11:00 |
Народный участковый Мордовии Дамир Ипкаев — о своей профессии и работе с населением.
Народный участковый Мордовии Дамир Ипкаев — о своей профессии и работе с населением.
«Несмотря на все тяготы, считаю, что служба участкового является одной из самых нужных, потому что мы работаем непосредственно с гражданами и для них», — уверен победитель конкурса «Народный участковый» Дамир Ипкаев. Свои голоса за 29-летнего сотрудника отдела саранского полиции № 1 отдали более 13 тысяч человек! Поистине народная любовь! Но старший лейтенант не зазнается: главное для него — доверие населения и спокойная оперативная обстановка на участке, который один из самых сложных в городе — территория старого Химмаша. Как помогает в ходе службы профессиональное чутье? За что корит себя Дамир Ипкаев? Почему граждане продолжают доверять телефонным мошенникам? Ответы записала Екатерина Смирнова.
Дамир Ипкаев определился с будущей профессией еще в детстве. Его отец долгое время служил в региональном МВД. Занимал должность старшего инспектора вневедомственной охраны. На пенсию ушел в звании майора в 2004 году. «Эстафету» подхватила мама Ипкаева, которая до сих пор служит на благо безопасности города. Она — сотрудница пульта централизованной охраны Октябрьского района. «Мне с детства нравилась военная форма, — улыбается народный участковый. — Поэтому решил связать свою жизнь с правоохранительными органами». Окончив школу, Дамир отслужил в армии. Затем учился на юридическом факультете МГУ им. Огарева. Трудовую деятельность начал в частном охранном предприятии. «Мне хотелось приносить реальную пользу людям, и я подал документы в МВД, — вспоминает собеседник. — Это было в 2016 году. Поначалу назначили стажером участкового в один из самых крупных отделов полиции № 1. После успешной стажировки прошел обучение в Нижнем Новгороде и летом 2017-го был окончательно утвержден на должности участкового уполномоченного». За новоиспеченным сотрудником закрепили административный участок, где проживает около 4,5 тысячи человек. Он был сложным даже для опытных сотрудников. Дамир Ипкаев обслуживает территорию старого Химмаша. «Да, определенная специфика есть, — признается офицер. — Но не скажу, что этот участок более криминальный, чем другие. Например, у меня на учете состоят всего 13 человек. Это люди разных категорий — условно осужденные, злоупотребляющие спиртным, домашние дебоширы и т. д. В основном они проживают на территории так называемых «низов», где расположены общежития. Не так давно территория участка расширилась — на ул. Татьяны Бибиной появилось множество девятиэтажек. Теперь они тоже находятся под моим контролем».
Участковый всегда находится на «короткой дистанции» с населением. Кому пожаловаться на шумных соседей? Ему. Куда позвонить, чтобы утихомирить разбушевавшегося мужа? Тоже участковому. Кто знает всех граждан, которые склонны к совершению краж? Конечно же, этот универсальный солдат. Бывает и так, что участковый даже случайно пресекает преступление. Ипкаев вспоминает случай, произошедший в прошлом году. «Я возвращался домой и заметил возле подъезда подозрительного молодого человека. Он сидел на лавочке и озирался. «Как будто кого-то сторожит», — подумал я и в этот момент услышал скрежет в подвале. Понял, что парень контролирует обстановку на улице. В итоге оперативно спустился в подвал, где застал вора, пытавшегося выкатить на улицу чужие велосипеды. За это время «наблюдатель» скрылся, но позже был пойман моими коллегами».
Полицейское чутье срабатывает и во время посещений граждан, находящихся на учете. В конце 2018 года Ипкаев посещал их вместе с инспектором по административному надзору. Все шло строго по плану. Но в последний момент участковый изменил очередность, решив проверить неоднократно судимую женщину. «Постучали. Никто не ответил. Дверь оказалась не заперта, — вспоминает правоохранитель. — Мы вошли внутрь и увидели на полу… труп сожителя хозяйки. На теле было множество ножевых ранений. Убийца даже совершил контрольный удар клинком в голову! Мы предположили, что совершить это могла наша подопечная, которой в доме не оказалось. Передали информацию в дежурную часть. Женщина была задержана. Она спокойно выпивала с товарищами в общежитии на ул. Татьяны Бибиной… Призналась, что зарезала избранника из-за того, что он замахнулся табуреткой. До сих пор не могу отделаться от мысли: если бы мы зашли в квартиру чуть раньше, трагедию удалось бы предотвратить…»
По словам офицера, больше всего среди его «подопечных» так называемых кухонных боксеров. Они избивают жен, детей и даже пожилых родителей! Зачастую такие преступления остаются скрытыми, потому что жертвы неохотно пишут заявления на своих мучителей. Считают, что натуру человека сложно исправить задержанием или лишением свободы. Но в практике Ипкаева есть случаи, когда нескольких бесед с агрессивными главами семейств хватало для того, чтобы они пересмотрели свое поведение. И если таких нарушителей можно взять «на испуг», то с закоренелыми преступниками нужны уже совсем другие методы работы. «Участковый должен быть хорошим психологом, — уверен Ипкаев. — Нужно уметь слушать и слышать людей, направлять на нужный путь и при этом не стать для них врагом. Участковым нашего отдела это удается. Все ранее судимые граждане нас хорошо знают и стараются вести себя прилично. Никаких «оскорблений» и «применения насилия» по отношению к полицейским с их стороны не наблюдается».
А еще участковые предупреждают население о возможных случаях обмана. К сожалению, не все прислушиваются к советам. «Помню, ко мне обратился мужчина, который потерял паспорт. Сказал, что разместил объявление в соцсетях, и пообещал вознаграждение за возвращенный документ. Я предупредил: «Можно стать жертвой мошенников! Никому не переводите деньги, пока не отправят фото паспорта!» И что вы думаете? Находясь в моем кабинете, этот мужчина потихоньку списался с одним из «нашедших документ». Тот запросил 1,5 тысячи рублей. И гражданин их перечислил! Потом сокрушался: вы же меня предупреждали! С каждым разом все больше убеждаюсь, что, когда речь идет о выгоде или, наоборот, об угрозе потери денег или имущества, даже самые адекватные люди лишаются здравого смысла…»
С начала года участковый Ипкаев раскрыл 9 преступлений, рассмотрел более 320 обращений и заявлений граждан, составил 124 административных протокола. А бесед с населением и не перечесть! Хотя в период пандемии работа изменилась. Если раньше он проводил личный прием граждан три раза в неделю, то сейчас выслушивает обращения по телефону. Также пострадавшие или очевидцы преступлений могут обратиться по номеру 112 или в дежурную часть. Некоторые граждане злоупотребляют этим правом. Ипкаев вспоминает жительницу одного из общежитий, которая регулярно вызывала сотрудников полиции для задержания… несуществующего соседа. «Он по ночам проникает в мою комнату и портит обои!» — возмущалась женщина. Сотрудникам полиции регулярно приходилось опрашивать жителей общежития, которые упорно твердили: расположенное рядом с ее комнатой жилое помещение пустует уже давно. Эту информацию подтвердили в паспортном столе, добавив, что там никто не зарегистрирован. Но заявительница продолжала стоять на своем… «Иногда такие рукописные обращения составляют 50 листов, — вздыхает офицер. — И каждый раз приходится давать обоснованный письменный ответ…»
Недавно на официальном сайте регионального МВД завершилось онлайн-голосование за победителя регионального этапа ежегодного всероссийского конкурса «Народный участковый». Ипкаев занял первое место. За него отдали голоса свыше 13 тысяч человек. Участковый благодарен всем, кто выразил поддержку. Теперь старший лейтенант будет представлять Мордовию в финале всероссийского конкурса.
«Несмотря на все тяготы, я считаю, что служба участкового является одной из самых нужных, потому что мы работаем непосредственно с гражданами и для них, — уверен Ипкаев. — Люди должны видеть в участковом поддержку и защиту. Если ты можешь помочь человеку, то обязан это сделать…»
Свободное время народный участковый предпочитает проводить с семьей. Супруга относится к его тяжелой работе с пониманием. У офицера подрастает сын, которому сейчас 4,5 года. Несмотря на юный возраст, мальчик уже определился с будущей профессией. «У него есть своя полицейская форма, которую я изготовил из спортивного костюма, — улыбаясь, рассказывает Ипкаев. — Пришил туда лычки и шевроны с надписью «Полиция». Нарядившись, сын надевает дедушкину милицейскую фуражку и выходит меня встречать с игрушечным пистолетом: «Папа! Ты почему так долго на работе? Сейчас проведем проверку!».
"Столица С"
Подробнее читайте на 13.mvd.ru ...